Вы просматриваете: Главная > Почему... > Почему ребёнок молчит?
Post Icon

Почему ребёнок молчит?

почему ребёнок молчит Мой старший сын Миша, когда был маленький, был просто отрадой для меня, старавшейся быть образцовой мамой – сел в 6 месяцев, встал на ножки в 7 месяцев, пошёл в 9, разговаривать начал в 11 месяцев, причём в год он уже говорил предложениями и достаточно чётко. Разве могла я подумать, что наш младший сынок Илюша почти в 2 года будет молчать как партизан? Почему ребёнок молчит? А главное, что делать? Этот вопрос часто задают себе многие родители.

Ещё во время учёбы в университете (а я по образованию психолог) – на одном из видов психологии (вероятнее всего на возрастной психологии) я как-то законспектировала схему различия правополушарного и левополушарного развития мозга малыша и его речи.

С левополушарным мне всё понятно – это мой старший сын Михаил – когда все достижения ребёнка  происходят либо вовремя, либо даже раньше заявленных сроков.

А что такое правополушарное развитие? Вот это мне было непонятно. Хотя я и понимаю, что Илюшин китайский язык в его 1 год и 10 месяцев – это и есть развитие правого полушария. И всё-таки когда и как??? 

Первыми словами ребёнка обычно становятся «мама» и «папа». На первом этапе развития речи правополушарного малыша при произнесении им этих слов родители должны положительно реагировать: «Да, мама пошла на кухню», «Папа пришёл с работы», и так взрослые должны комментировать каждое слово, произнесённое вашим малышом.

Следующим этапом развития речи вашего малыша – должно стать стимулирование использования слов, которые Развитие речи ребенкаребёнок умеет произносить, даже если их всего 5 или 6. Спросите: «Кто пришёл с работы?» — «Папа!»; «Позови папу кушать! – Папа, няма!!!» и т.д. Старайтесь сами употреблять так называемые лепетные слова и звукоподражания вместе с полными словами: «Няма (еда), бррр (машина, ключи от машины), трря (киса) и т.д. Предположительно этот этап развития речи проходит от года до полутора лет.

Развитие речи продолжается, и появляются так называемые «галофразы»: когда Илюша видит папину машину возле дома, он радостно кричит: «Папа!», а я озвучиваю, что он этим хочет сказать, что это папина машина, папа ездит на этой машине, папа возит Илюшу на этой машине и т.д.

На этом этапе также должны появиться двухслойные конструкции типа «Илюша бах!», т.е. Илюша упал, но пока названия предметов Илюша не произносит и себя не называет никак, поэтому только указывает действие, двухслойность ещё не появилась.

Примерно с полутора лет родителям нужно проанализировать артикуляционные возможности ребёнка – записать слова и слоги, которые малыш может произносить. А затем на основе этих слогов и лепетух составьте предположительный словарный запас, например, просмотрите все игрушки, назовите вместе с ребёнком их: машина- брр или дрр, киса – мяу, трр, ксс, барабан – бом и т.д.

На прогулке комментируйте все действия – качаете малыша на качеле – кач-кач, пошёл дождик – кап-кап и т.д. и т.п.

Следующим этапом развития речи станет появление новых слов взрослой лексики. А здесь дети ведут себя абсолютно по-разному. Одни слышат взрослых и повторяют за ними слова, упрощая их, при этом не испытывая дискомфорта, что их слова отличаются от тех слов, которые произносят взрослые. Другие же дети на просьбу повторить слово отрицательно качают головой, понимая, что у  них не получается произносить как взрослые это слово, и отвечают взрослым либо жестами, либо вопросительной интонацией.

Развитие речи у малышаОба варианта развития речи  абсолютно нормальные. Главное для родителей – набраться терпения, ведь всему своё время! В этот момент взрослые могут поиграть с малышом: говорить какие-то звукоподражания, чистоговорки, стихи со слогами. Смысла особого в чистоговорках нет, но ребёнок научится осознанно их повторять. Помимо всего, это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности!

Например, можно выучить с малышом вот такую вот чистоговорку:

А-а-а, к маме мне идти пора!

У-у-у, а я к мамочке иду! и т.д.

У этой простой и весёлой игры есть определённые и важные правила. Во-первых, всегда начинайте с одного и того же звука, например с «а». Это будет настраивать ребёнка на игру, а также поможет малышу сказать вам, что он хочет поиграть!

Во-вторых, можно говорить только те звуки и слоги, которые малыш может произносить.

В-третьих, слог или звук нужно повторять от одного до трёх раз – это среднее количество слогов в словах.

Если ребёнок произносит не тот звук или слог, который вы хотите от него услышать,  не поправляйте и не ругайте его. Повторите ещё раз нужный слог или  звук.

Когда ребёнок легко научится повторять за вами слог или звук, начните учить малыша переключаться с одного слога на другой: па-пе (происходит смена гласного звука), па-та (смена согласного).

Ну, а когда ваш малыш и этому научится, то смело переходите к простым словам, состоящим из звуков и слогов, которые ребёнок умеет произносить правильно: и-ду, но-га, ру-ка и т.д.

Всегда сами проговаривайте слова правильно, но принимайте любое произношение малыша!

Постепенно расширяйте рамки игры, предлагая слоги, которые малыш ещё не умеет произносить. Это нужно делать в следующем порядке: знакомый слог, знакомый слог, новый слог, новый слог, знакомый, знакомый. Знакомые слоги могут быть разными, но лёгкими для ребёнка.

Дети часто непроизвольно проговаривают новые слова, но повторить их не могут. Это означает, что ещё не развито произвольное повторение. И родителям необходимо создавать разные эмоциональные ситуации, в которых снова появятся произнесённые слова.

Со временем Ваш малыш научится произвольно повторять разные слова. Терпения Вам!

Метки:


Оставить отзыв

Яндекс.Метрика